суббота

USB Кубик

Без гнева и жестокости,
сегодня Смерть взмахнёт косой,
и ангел тайными дорогами
мой милый Кубик унесёт с собой.
PORTAL же!
 


За последние годы зарядные устройства начали более-менее стандартизироваться. Если раньше можно было увидеть пестрый зоопарк напряжений для разных девайсов, то сейчас все более-менее сходятся к USB: 5V, не более 500мА.
Что интересно, используют его даже если это на первый взгляд выгодно технически: например моя злая камера заряжает от USB аккумулятор с напряжением 7.2V (то есть ей требуется поднимать напругу почти в два раза). 

И раз пошла такая пьянка, китайцы не остались в стороне и вбросили на рынок кучу лекговоспламеняющихся  дешевых адаптеров. Некоторые из них сильно мелкие, чем в итоге привлекли мой, блуждающий по витрине, взгляд:


Эту прелесть я увидел в магазине электроники и радиодеталек, и немедленно купил.
Не то чтобы она сильно была необходима, но поиграться хотелось, да и стоила штука 75р (и как позднее выяснится - накрутка по сравнению с китаем - почти в два раза). 

По прямому назначению (заряжать телефоны, плееры) я ее использовать не собирался. Была мысль юзать подобные блочки для моих девайсов. Естественно, о том, чтобы работать от этого выкидыша китайской инженерной мысли в режиме 24/7 я даже и не думал. Надежности у нее явно нет. А вот если девайс используется редко. Или же питание от сети нужно только для зарядки аккумулятора. Тогда подобный блок может быть очень полезен. 

Вот с такими мыслями я принес крошку домой, и попытался разобрать. Естественно, большого успеха (если не считать разорванную в клочья кромку корпуса) я не достиг:
Кубик продолжал хитро на меня смотреть и ухмыляться, как бы намекая что мне его не победить, пока я искал в ящике молоток. Когда я вернулся, в его глазах явно читался страх и безысходность...

* * *
Как открывать консервы топором

Почти все современные блоки питания неразборные. То есть винтов и шурупов, которые можно было бы открутить, чтобы разъединить части корпуса, в них нету. Стремление к удешевлению и упрощению техпроцесса, черт бы его побрал. Грустный смайлик.

Половинки корпуса склеены клеем, который при застывании затвердевает намертво. Держит он крепко, но соединение достаточно хрупкое, чтобы даже не очень большая деформация разрушила его. Веселый смайлик.

Итак, кладем жертву на бок, швом (по которому соединены половинки), вверх, прицеливаемся, замахиваемся и наносим удар! (далее будет без фоток, чтобы не травмировать психику детей, случайно заглянувших на страничку). Смайлик - улыбка маньяка.

Бить надо резко, точно, но не очень сильно, чтобы не переломать нахрен все внутренности. Наносить удары по всему шву (со всех сторон), пока блок не расколется.

(да, потом его можно так-же обратно заклеить, если повезет то и следов не останется)
* * * 

Внутри кубика обнаружился прикольный бутерброд:


Схемку я было начал срисовывать, но уткнулся в диоды/стабилитроны, маркировку которых не выпаивая ни разглядеть и решительно забил на это дело. Возможно, когда-нибудь я ее дорисую и сюда добавлю (но вряд ли).

Хотя стойте! Пару вещей про устройство блока я все-таки сказать могу:
1) На выходе установлен нагрузочный резистор на 400 Ом, поэтому девайс так или иначе потребляет всегда. Независимо от того - подключена нагрузка или нет.
2) Единственная деталь у которой больше чем две ноги - транзистор 13001 (400V 100mA NPN).
3) Если внимально смотреть на вторую фотку, то можно увидеть вот такой залет:
Резистор (10 Ом) прямо от сетевого провода, а толстая ножка - это то-ли диод, то-ли стабилитрон.

Правда на фотке точно не видно: замкнулись они или нет. Замыкание я заметил уже после того, как сделал фотки и немного пошевелил детальки, выискивая маркировки: может это и я их замкнул.

Но тем не менее, жить стало чуточку страшнее :)

Если бы я не поправил это замыкание, то пост, наверное, был бы гораздо короче и эмоциональнее (возможно даже в одно слово). Но.... придется писать про тесты. 
Выход без нагрузки (ну или с очень небольшой нагрузкой):

*Картинка пропала без вести :( снимать заново лень. Там были 5.19V, поверьте мне.*

Пульсации без нагрузки составляют около 77мВ (p-p):



При подключении нагрузки в 270мА (нагружатор из LM317) начинается маленький ад:
Напряжение все еще сносное - 4.9V. Даже очень сносное. А вот пульсации...
Какой-то ужас с претензией на периодичность и амплитудой больше 300мВ. Есть посмотреть на него через призму FFT, то выходит что там есть пики на почти 3МГц и на 125кГц:
 


Ну ладно, на 270мА оно еще работает. Увеличим нагрузку до 500 - это максимальный ток, который USB обязана выдавать (по стандарту), а на самом кубике было вообще написано 1000мА:

Ой, кажется он просел. Напруга всего 3.6В, пульсации 800мВ, и что-то мне подсказывает, что в таком режиме он долго не протянет. Но проверять я не стал.

Выкинуть нельзя оставить?
Нууу... на самом деле он мне нравится. Если забыть про то, что это в общем-то должен быть USB-заряжатор, выходит вполне годная приблуда для питания девайсов на МК от сети. Не постоянного питания! Потому, что в его надежности при постоянной работе я не уверен. Точнее, я больше уверен в том, что оно сгорит, согласно закону подлости, когда никого не будет рядом.
А вот для зарядки аккумуляторов (если ограничиться током до 300мА) или питания девайсов, которые используются эпизодически, его заюзать можно. На мой взгляд.

P.S. А вот на али, например, эту штуку можно купить совсем дешево.

10 комментариев:

  1. Угу у меня на днях бабахнул совсем таки не маленький китайский заряжатель усбишный типа такого: http://www.ebay.com/itm/181109704707

    При разборе обнаружилась копоть, тончайшие провода на 220 оторвались самостоятельно (похоже они вместо фьюзов), и одна странная зигзагообразная дорожка на одном из полюсов 220 оторвалась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Гыгы. У меня там похоже вместо фьюза резистор 1 Ом 0.25Вт на одной из линий от сети.

      Удалить
  2. После того как я увидел зарядку от люмии 920 меня все эти кубики от эпл, самсунг и овер9000 подржателей просто стали бесить, до чего же они уебищные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ты про беспроводную? Она ж нихуя не универсальна. А усб есть везде

      Удалить
  3. Откуда эта фраза про кубик? Что-то не припоминается, чтобы она была в portal.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это перефразированный стих H. Longfellow, «Voices Of The Night : The Reaper And The Flowers»
      not in cruelty, not in wrath,
      The Reaper came that day;
      'Twas an angel visited the green earth,
      And took the cube away.
      Написан на стене в тайнике в том уровне портала, где кубик надо тащить за собой всю локацию, а потом сжечь.

      Удалить
  4. Ого. Мой стихотворный креатифф пошел в массы? Я польщён, да.
    Горнист.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну это самый годный перевод из всех двух с половиной которые я видел :)

      P.S. Сам Горнист ко мне заглядывает! Польщён, да.

      Удалить
  5. Спасибо. Интересно было, откуда этот стих.
    http://images.wikia.com/half-life/en/images/archive/b/b3/20120621193057!Overlay_scrawlings006c.png
    P.S. А куб жалко.

    ОтветитьУдалить
  6. Зачем сразу подходить к разбору сразу с молотком? Для разбора конструкций заклеенных клеем я советую использовать растворитель, наилучший который мне знаком ето смывочный растворитель для ногтей. Набираете его в шприц и потихоньку капаете на склей-ной шов.Через некоторое время когда растворитель начнет впитывается в щель тоненькой отверткой или скальпелем начинаете рассоединять крепление одноименно заливая при этом капельки растворителя.
    Идеального разбора,без вмятин и царапин достичь не всегда удается но в результате не груда обломков. Ах да, перед этим занятием не забудьте запастись терпением!!!, оно вам понадобится.

    ОтветитьУдалить