вторник

Мыльный time lapse


Time-lapse или замедленная съемка - метод применяемый для создания эффекта ускорения времени. Камера при этом чаще всего смотрит в дальние дали, а на экране за несколько секунд проносится закат-ночь-рассвет. Обычно такой ход применяется для замены черного экрана с текстом "n часов спустя". И большое им за это спасибо - ибо красиво же!


Сам метод весьма бесхитростен: камера снимает медленнее чем обычно, а затем кадры воспроизводятся с обычной скоростью. Если она щелкала по 1 снимку в секунду, то при воспроизведении (25 кадров/сек), получится ускорение в 25 раз. И за одну минуту экранного видео (хотя так долго одну сцену смотреть нудно и скучно) пройдет 25 реальных минут.

На самом деле этого мало, чтобы увидеть то, что нам обычно показывают. Хотя, конечно, зависит от того - что снимаем. А что можно снимать?

Да все что угодно, лишь бы это происходило слишком медленно для восприятия невооруженным глазом. Самым попсовым объектом съемки является небо, с бегающими облачками и ползущим (или летящим - как скорость настроите) солнцем. Хотя, облачка, если внимательно посмотреть, не бегают: их сносит ветром, отрывает куски (которые тут-же растворяются или вырастают в новое облако). Солнышко тоже не просто так бегает, а влияет на движение облаков, и делает из них красивые тени на полях. А еще оно встает и садится, что само по себе красиво, а уж "в анимации" - вообще круто.

А кроме неба можно снимать рост растений,  изменение ландшафта из-за смены времен года, "рост" новых высоток за окном - да что угодно, лишь бы хватило фантазии.

Обычно для съемки используется зеркалка, которой я оказался обделен. Поэтому поступим необычно - берем мыльницу. Хотя, называть "ультразум" мыльницей немного не политкорректно, но мы же не в США? Итак, вот, что у меня есть:
Ну разве не мыльница? :) Единственное, что отличает ее в функциональном плане от карманных фотиков - режим с ручными настройками. А вот фокус принудительно автоматический, что нам не на руку.

Что мы хотим?
Очевидно, что нужно заставить камеру щелкать с заданным интервалом. Из каробки она так не умеет (если кто-то об этом подумал). А еще неплохо бы сделать возможность поснимать заданное количество времени, после чего отключиться. А еще чтоб она могла начинать съемку не сразу а с некоторой задержкой - например чтобы поставить вечером, настроив начало съемки на 5 утра (рассвет). Фотограф спит, съемка идет! А еще... а впрочем, это уже свистелки и погремушки. В итоге три функции:
1) Съемка с определенным интервалом
2) Таймер автоотключения
3) Таймер ожидания перед началом съемки

Начнем, для разнообразия, с начала: как заставить камеру щелкать через n секунд? "Надо запилить эмулятор пульта!" - крикнут счастливые владельцы нормальной камеры. Да, когда я выбирал камеру, то такие вещи, как поддержка пульта меня не волновали.

Есть два пути решения проблемы. И я попробовал оба.

Сервомашинка. Ага, простая рулевая машинка с качалкой. Закрепляется на камере и нажимает качалкой на кнопку спуска. Выглядит по-панковски, настраивается так-же. Зато после настройки работает. Иногда даже долго и стабильно. Но в целом штука унылая. Единственный плюс - никаких изменений в камеру вносить не нужно. А еще жужжит прикольно. Других плюсов нет. Минусы: ненадежна и много потребляет.

Вывести из камеры сигналы от кнопки затвора. На самом деле (если у вас не древняя дубовая камера без автофокуса :) сигнала там два. Один "фокус" - когда кнопка нажата на половину и камера судорожно пытается поймать резкость, второй - съемка. Причем, подать "съемку" без фокуса нельзя. Только в том порядке, в котором это происходит в естественных условиях: фокус нажат, съемка нажата, съемка отпущена, фокус отпущен.

Под кнопкой затвора стоит интересная деталька. На вид - как все остальные кнопки: четыре SMD ноги, мембрана в центре. Но эта кнопа реагирует не просто на нажатие, а различает слабое и сильное. Как сделана - не знаю, ломать фотик жалко, гуглить лень. Вот с нее нам и предстоит выводить сигналы. Две линии, которые надо поочередно замыкать на землю.

Теперь надо подумать над тем, как эти сигналы вывести из камеры. Места там совершенно нет: разъем воткнуть просто некуда. Выводить провода "как есть" из корпуса? Но ведь хочется красоты! Решение пришло в виде замены ненужного интерфейса на нужный. Слабым звеном оказался видеовыход: дополнительные контакты в USB-разъеме камеры, заканчивающиеся "тюльпанами" на той стороне провода. Тюльпана два, на каждом из них земля и сигнальный провод. Идеально!

Далее просто дело техники: дорожка от USB разъема обрывается и вместо видео/аудио сигнала на тюльпаны выводится, тоненьким МГТФ, сигнал от кнопки. Проверяем, замыкая контакты на землю - работает. Теперь у камеры есть поддержка пульта! И она, после такого надругательства даже работает!

Дело за малым - собрать девайс для щелканья затвором. Тут я решил применить STM8L - раз уж начал изучать МК, то надо делать на нем как можно больше устройств.

Работа устройства, фактически, состоит из двух фаз: настройка и щелканье затвором. В первой фазе я при помощи кнопок, светодиодного индикатора и такой-то матери (в яркий солнечный денек) настраиваю три параметра: задержку перед началом съемки [в часах], задержку между кадрами [секунды] и время, в течении которого будет вестись съемка [часы].

Конечно, для того, чтобы включить камеру, пришлось-бы выводить еще и кнопку питания, а третьего тюльпана у нас нет. Поэтому пришлось пойти на ужасный компромисс - камера с самого начала включена, но потребляет не так много как при постоянной съемке. А девайс периодически (раз в минуту) дергает за кнопку фокусировки, не давая мыльнице выключится. Все-таки, потребление при этом снижается, хоть и решение через жопу. Автовыключение  реализуется просто: по истечении нужного времени, камера просто перестает снимать и через пару минут сама уходит в power-down. Все это время, STM8L находится в спящем режиме, просыпаясь лишь для того, чтобы дернуть за кнопки камеры.

В поисках корпуса я наткнулся на старую коробочку от военной аптечки, которая немедленно была признана годной и стала домом для устройства. Стандартный подход к изготовлению(выпилить дырки для индикатора и кнопок, напечатать наклейку) я заменил на ленивый подход: все пихается внутрь, а для доступа к индикатору и кнопкам надо открыть коробочку. Надо сказать, решение очень удачное.
1) Ему не страшна грязь и прочая непогода
2) При переноске нельзя случайно что-то нажать
3) Так гораздо быстрее, а мне хотелось испытать устройство "еще вчера" :)



Теперь можно выходить на охоту за временем. Но тут есть несколько подводных кирпичей, возможно их высрал предыдущий фотограф, потративший сотни времени впустую.

- Время ускоряется. То что, раньше казалось статичным, теперь будет медленно и красиво меняться. А то, что двигалось - биться в эпилептическом припадке. Ага, веткам деревьев и другой растительности на ближний план лучше вообще не попадать, если есть хоть какие-то намеки на ветер. Ибо при ускорении в 125 раз получится лютая хрень, отвлекающая внимание.

Видели нефтяную качалку? Она так медленно и степенно покачивается вверх-вниз-вверх-вниз. У меня есть видео, длинной почти две минуты (что-то около 6-7 часов реального времени), испорченное такой вот качалкой, бьющейся в конвульсиях. А другое - колоском травы на переднем плане. Еще в кадры могут попадать насекомые, птицы, самолеты и корабли пришельцев. Их надо либо выпиливать еще до склейки видео (потеря единичного кадра не заметна совершенно), либо наблюдать как они неожиданно мелькают в кадре.

- Фокус автоматический. Камера каждый раз подбирает фокусное расстояние заново. И это может обернуться кошмаром. Например, при съемке луны, она может неожиданно размываться, увеличиваясь в размерах. Бывает правда не очень часто, но все-же случается. Если размывает отдельные кадры и не часто - можно их просто вырезать.

- Ручная выдержка и диафрагма. Чувствительность к свету у матрицы, внезапно, отличается от человеческой. Приведу пару примеров.

Вечер. Солнце садится. Ты настраиваешь камеру так, чтобы снимок выглядел таким-же ярким, как ты видишь. Через два-три часа, когда солнце уже село, ты забираешь камеру. И тут выясняется что на снимках стемнело гораздо раньше, чем тебе показалось, а закат вообще выглядел по-другому (тоже более темным). Как ни странно, но закат вполне себе можно снимать в соответствующем автоматическом режиме.

Ночь. Камера снимает движение звезд. Соответственно, выдержка выкручена под максимум.  На ночных снимках звезды выглядят именно так, как ты их видишь. Но часов в пять утра, когда для тебя только начало светлеть, камера уже будет бодро отщелкивать белые квадраты - ибо слишком светло.

Еще моя камера имеет баг (или фичу?) из-за которого, выдержка или светочувствительность может меняться при продолжительной съемке. Нежданно и без объявления войны. Просто сначала 4 часа была выдержка 8" (8 секунд), а потом вдруг стала 2". Результат немного предсказуем - часть снимков приходится выкидывать. Или делить видео в этом месте на части - так-как смена яркости очень заметна.

Кроме того, снимать красивые виды из окна своей уютной квартиры получается не у всех. Поэтому приходится выбираться на природу. И либо сидеть там и сторожить камеру, либо быть готовым к тому, что ее помножат на ноль случайные прохожие. Конечно, не все так страшно, но дорогую сердцу мыльницу оставлять на целый день непойми где не стоит.

Ну вот, ты забрал камеру с места съемки. На карточке валяется пара тысяч фотографий. Причем, вполне возможен overflow номера фотки - 9998 9999 0001. Такие вещи надо заранее просекать и переименовать пачку фоток так, чтобы они по алфавиту шли в правильном порядке.

Для того, чтобы слепить из фоток видео можно воспользоваться программой MakeAVI.
 На выходе мы получим видео с нужной частотой кадров. Есть у программки и пара неприятных багов:
1) При добавлении большой кучи файлов может случится так, что в буфере не хватит места под все имена и часть файлов будет не добавлена. Поэтому надо проверять - все ли файлы добавлены, а если нет - добавлять кусками
2) Иногда, опять-же при добавлении кучи файлов, последний файл оказывается первым.
Но все это глюки не самой программы, а стандартных диалогов винды, а значит, могут меняться от версии к версии.

После того, как ты собрал несколько таких клипов, можно взять любой видеоредактор (VideoPad, например) и смонтировать их подобающим образом. Тут уже все полностью зависит от наличия фантазии. В итоге получается нечто вроде этого:



P.S. Если кого-то это интересует, исходники моего девайса можно взять тут.

2 комментария:

  1. виртуалдабом еще хорошо таймлапсы собирать, у него, имхо, настройки по-богаче

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да тут простейшая прога :) Я за настройками и не гонялся, так, искал быстренько что-то, что может мне кучу фоток в клип собрать :)

      Удалить